Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(270)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Степанченко А.В. ВЛИЯНИЕ РОК-МУЗЫКИ НА ПОДРОСТКОВУЮ АГРЕССИВНОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 16(270). URL: https://sibac.info/journal/student/270/327855 (дата обращения: 17.05.2024).

ВЛИЯНИЕ РОК-МУЗЫКИ НА ПОДРОСТКОВУЮ АГРЕССИВНОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА

Степанченко Аксиния Викторовна

студент, кафедра глубинной психологии и психотерапии, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

РФ, г. Симферополь

THE INFLUENCE OF ROCK MUSIC ON ADOLESCENT AGGRESSION FROM THE POINT OF VIEW OF PSYCHOANALYSIS

 

Aksiniya Stepanchenko

student, Department of Depth Psychology and Psychotherapy, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky,

Russia, Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

Исследование направлено на изучение влияния рок-музыки на подростковую агрессивность с психоаналитической точки зрения. Рок-музыка, как музыкальный жанр, известна своим потенциальным влиянием на эмоциональное состояние и поведение человека. Психоанализ предлагает понимание того, как определенные аспекты рок-музыки могут стимулировать или подавлять подростковую агрессию, рассматривая ее роль, как средства самовыражения и выхода эмоциональных переживаний. Целью исследования является выявление закономерности между увеличением уровня агрессии и прослушиванием рок-музыки у подростков посредством эмпирических исследований и теоретического анализа. Результаты исследования могут способствовать более глубокому пониманию роли музыки в формировании психологических процессов, помочь разработке более эффективных подходов и методик по выявлению, предотвращению и коррекции подростковой агрессии.

ABSTRACT

The study aims to study the influence of rock music on adolescent aggression from a psychoanalytic point of view. Rock music, as a musical genre, is known for its potential influence on human emotional state and behavior. Psychoanalysis offers insight into how certain aspects of rock music can stimulate or suppress adolescent aggression, viewing its role as a means of self-expression and emotional outlet. The purpose of the study is to identify a pattern between increased levels of aggression and listening to rock music in adolescents through empirical research and theoretical analysis. The results of the study can contribute to a deeper understanding of the role of music in the formation of psychological processes and help develop more effective approaches and techniques for identifying, preventing and correcting teenage aggression.

 

Ключевые слова: психоанализ, подростковая агрессивность, рок-музыка.

Keywords: psychoanalysis, teenage aggressiveness, rock music.

 

Музыка обладает уникальной способностью оказывать воздействие на физическое, моральное, эстетическое и культурно-нравственное развитие человека. Множество исследований, проведенных в сфере музыкального влияния на человека, подталкивает исследователей к поиску методов, которые позволили бы более глубоко изучить степень влияния разных видов музыки на поведение и состояние как отдельного индивида, так и группы людей. Неоспоримая актуальность данной проблемы заключается в необходимости объединения и упорядочения как теоретических, так и практических знаний о взаимосвязи между музыкой и человеком, а также в возможности достоверного прогнозирования ее воздействия.

Огромный вклад в развитие музыкальной культуры внесли такие выдающиеся ученые, педагоги, музыканты и психологи, как Б.В. Асафьев, О.Ф. Сахалтуева, Н.И. Козлов, М.Ш. Бонфельд, Д.С. Мережковский, А.Л. Готсдинер, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, Д.Б. Эльконин и другие [5, с. 381].

В ходе исследований, посвященных восприятию музыки, ученые В.С. Марахасин и В.М. Цехановский отметили, что ритм произведения оказывает особое воздействие на организм слушателя. В результате проведенного исследования было обнаружено, что ритм сердечной деятельности меняется в зависимости от типа музыкального произведения. При помощи электрокардиограммы учеными было показано, что слушание музыки вызывает определенную доминирующую частоту сердечной активности [7, с. 85].

Фундаментально важной особенностью музыки является ее способность действовать напрямую на подсознание и бессознательное человека. Слушая музыку, человек часто не осознает, как она проникает внутрь сознания и вызывает реакции на уровне, которые не всегда можно объяснить словами. Именно поэтому психоанализ старается раскрыть тайну искренних эмоций, спрятанных в глубинах бессознательного [2, с. 60].

Согласно психоаналитическим концепциям, музыка может быть своего рода "ключом" к чувствам и эмоциям, которые люди не всегда осознают или не могут выразить обычным языком. Музыка может открыть подавленные желания, давно забытые воспоминания, скрытые страхи и раскрыть глубины нашего психического мира.

Следует также отметить, что музыка способна снять психологический панцирь и позволить выразить свои чувства и эмоции более непосредственно. Снимая ограничивающие барьеры и позволяя человеку полностью интегрироваться в звуковой мир, музыка расширяет психологические границы и открывает путь к более глубокому пониманию эмоциональных потребностей [6, с. 111].

В целом, психоанализ утверждает, что музыка является мощным инструментом самоанализа, позволяющим раскрыться на новом уровне, осознать и прочувствовать свои внутренние мотивы и потребности.

Рок-музыка – это уникальный музыкальный жанр, который сформировался в середине XX века и оказал огромное влияние на развитие музыкальной культуры и популярной музыки в целом.

Рок-музыка обладает энергетикой и мощностью звучания, часто содержит яркие и динамичные мелодии, основанные на сильных ритмах и живых инструментах [3, с. 141]. Она разнообразна и многогранна, включая различные подстили и направления. Рок-музыка имеет социальное значение и влияние, выражает бунтарскую культуру и свободу самовыражения. Благодаря своей узнаваемости и воздействию на массы, рок-музыка продолжает оставаться одним из самых популярных и востребованных жанров в мировой музыкальной индустрии [9, с. 310].

Исходя из собранных статистических данных, можно утверждать, что большинство подростков и молодых людей увлечены рок-музыкой. Рок, как одна из наиболее популярных музыкальных жанров, является важным феноменом нашего времени [1].

Один из наиболее распространенных стереотипов связан с влиянием рок-музыки на человеческую агрессивность, утверждая, что она способна повышать ее. Естественно, музыка обладает силой воздействия на эмоциональное состояние человека, но может ли она действительно влиять на уровень агрессии? Насколько агрессивны фанаты рока на самом деле, и не является ли это всего лишь стереотипом, ошибочным мнением? Необходимо дать определения таким понятиям, как «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, которое причиняет вред объектам нападения, наносит физический ущерб или вызывает психологический дискомфорт у людей [8, с. 351].

П.А. Ковалев утверждает, что агрессивное поведение человека обусловлено его агрессивностью как психологическим свойством личности. Он предлагает следующее определение агрессивности: «Агрессивность – это устойчивый набор личностных качеств, который способствует совпадению потребности и цели насильственного поведения» [2, с. 58].

Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, его реакция на различные неблагоприятные жизненные ситуации, которые вызывают стресс, фрустрацию или другие подобные состояния [4, с. 17].

Основатель психоанализа З. Фрейд в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1912) рассматривал агрессию как сочетание сексуального инстинкта и инстинкта смерти, причем последний преобладает. Он считал, что агрессия в человеке – это «проявление и подтверждение биологического инстинкта смерти». То есть, «Танатос противостоит Эросу, и его целью является возвращение к неорганическому состоянию» [7, с. 82].

А. Адлер, ученик Фрейда, ввел понятие агрессивного стимула в 1908 году, рассматривая его как всеобщий (основной) инстинкт. Адлер пришел к выводу, что агрессивный инстинкт является способом преодоления различных препятствий на пути к цели, витальным потребностям и, следовательно, адаптации [1].

Исследование проводилось среди 30 подростков в возрасте 14-16 лет, среди которых 15 девушек и 15 юношей. Основной целью данного исследования было изучить влияние рок-музыки на уровень агрессивности у подростков. В ходе исследования были применены следующие методики:

1. Анкета «Музыкальные препочтения». Цель – выявление музыкальных препочтений у респондентов.

Результаты проведения анкетирования рассматривались по следующим критериям:

- количество времени, которое респондент тратит на прослушивание музыки.

- предпочтения в музыкальных жанрах.

- предпочтения в рок-музыке.

2. Тест-опросник «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев). Цель – выявление склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.

При оценке результатов проведенной методики, каждый из критериев данной методики использован для определения степени агрессивности респондентов и их отношения к различным формам проявления агрессии.

Анализ опроса «Музыкальные предпочтения» дал следующие результаты (рис. 1-3):

 

Рисунок 1. Распределение респондентов по времени ежедневного прослушивания музыки

 

Таким образом, большинство респондентов тратят на прослушивание музыки около 3-5 часов ежедневно – 12 человек (40% респондентов); слушают музыку 1-3 часа ежедневно – 11 человек (37% респондентов); не слушают музыку вообще – 4 человека (13% респондентов); слушают музыку более 5 часов – 3 человека (10% респондентов).

 

Рисунок 2. Распределение респондентов по предпочитаемым музыкальным жанрам

 

Таким образом, большинство респондентов предпочитают слушать хип-хоп музыку – 11 человек (37% респондентов); рок-музыке отдают предпочтение 9 человек (30% респондентов); электронную музыку предпочитают 5 человек (17% респондентов); поп-музыку слушают 3 человека (10% респондентов); джаз предпочитают 2 человека (6% респондентов).

 

Рисунок 3. Распределение респондентов по предпочитаемому стилю в рок-музыке

 

Таким образом, среди подростков, отдающих предпочтение рок-музыке, у большинства (7 человек) есть любимые направления, среди которых – альтернативный рок, панк-рок (78% респондентов из данной группы); у 2 человек нет любимого направления (22% респондентов из данной группы).

По результатам проведенного анкетирования среди подростков было выделено несколько групп:

Группа 1: предпочитают рок-музыку с жанровыми предпочтениями (альтернативный рок, панк-рок).

Группа 2: предпочитают рок-музыку без определенных жанровых предпочтений.

Группа 3: предпочитают хип-хоп, поп, электронную музыку или джаз.

Группа 4: не интересующиеся прослушиванием музыки.

С целью выявления склонности респондентов к проявлению агрессивного поведения был проведен тест-опросник «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев). Полученные результаты представлены на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Распределение респондентов по уровню проявления агрессивного поведения

 

Исследование выявило, что существует связь между музыкальными предпочтениями подростков и уровнем их агрессивного поведения. Наибольший уровень агрессии был обнаружен среди подростков, которые слушают рок-музыку или не слушают музыку вообще. Кроме того, среди подростков, предпочитающих рок-музыку, особенно выделяются те, кто слушает панк-рок. Это группа демонстрирует еще более высокий уровень агрессивного поведения по сравнению с другими подростками, слушающими рок-музыку.

Однако следует отметить, изученные данные позволяют предположить, что проявление агрессивности может быть связано не только с музыкальными предпочтениями, но также и с индивидуально-личностными особенностями подростков. Эти результаты подчеркивают необходимость учета не только музыкальных предпочтений, но и других факторов, таких как характер, воспитание, социальная среда и т. д., для объяснения поведения подростков и разработки соответствующих стратегий воспитания и поддержки.

 

Список литературы:

  1. Башмакова, А.А. Влияние рок-музыки на агрессивность подростков / А.А. Башмакова, А.А. Водяха Н.С. Свиридова // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015412 (дата обращения: 22.10.2023).
  2. Гингко, Е.Д. Психоаналитический аспект влияния рок-музыки на агрессивное поведение подростков / Е.Д. Гинко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология. – 2010. – № 3. – С. 58-62.
  3. Гончаровская, Е.В. Агрессия подростков и ее взаимосвязь с прослушиванием рок-музыки / Е.В. Гончаровская, Д.И. Жидикова //  Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Психология, педагогика, социальная работа, ювенология. – 2012. – № 25. – С. 140-144.
  4. Зиннатова, А.А. Влияние музыки на человеческий организм / А.А. Зиннатова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – № 4. – С. 17.
  5. Зураева, А.М. Влияние музыки на психофизиологическое состояние человека. Особенности восприятия музыки разных жанров / А.М. Зураева, Б.К. Лалиев // Молодой ученый. – 2018. – № 23. – С. 381-384
  6. Королева, В.В. Психоаналитический анализ влияния рок-музыки на агрессивность подростков / В.В. Королева // Психологический журнал. – 2008. – № 29. – С. 109-114.
  7. Недолужко, С.С. Значимость рока в культуре и жизни подростка / С.С. Недолужко // Психологический журнал. – 2006. – № 27. – С. 81-87.
  8. Подростки. Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. – М. : Academia, 2008. – С. 351-354.
  9. Фомичев, Д.О. Влияние рок-музыки и рок-культуры на подростка в период его становления / Д.О. Фомичев // Инновационный потенциал молодежи: формирование нового типа культуры: сборник материалов конференции . – Екатеринбург, 2014. – С. 308-311.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.