Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(270)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Тургаева Р.М. ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 16(270). URL: https://sibac.info/journal/student/270/327469 (дата обращения: 17.05.2024).

ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

Тургаева Роза Мукамашаевна

магистрант, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,

РФ, г. Уфа

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлены традиционные народные воззрения на воспитание детей в условиях кыргызской семьи. Показано традиционное распределение семейных ролей, цель, задачи и методы семейного воспитания. Раскрыта роль традиционной кыргызской семьи в воспитании детей и передаче подрастающему поколению нравственных норм и ценностей, а также практического опыта кыргызского народа.

 

Ключевые слова: кыргызская семья, традиции воспитания в кыргызской семье.

 

В настоящее время вопросы воспитания и формирования этнического сознания народа являются актуальными и требуют комплексного анализа. Особое внимание следует уделить традиционному воспитанию, духовной и нравственной культуре, так как именно они играют важную роль в формировании этнической идентичности.

Семья является основным местом воспитания, где передаются традиции и ценности этнической группы. В рамках повседневной жизни в семье происходит основная работа по воспитанию, а семейные традиции непосредственно переносятся на повседневные дела. Именно поэтому изучение традиционных семейных взаимоотношений имеет важное значение и остается актуальной научной проблемой [2, c. 156].

Изучение семейных взаимоотношений помогает раскрыть богатый арсенал воспитательных ресурсов, которые присутствуют в семейной системе. Это могут быть различные методы воспитания, передача навыков и знаний, установка ценностей и убеждений, а также формирование определенного отношения к своей этнической принадлежности.

Как отмечает А.Э. Измайлов, освоение и применение традиционных семейных воспитательных методов и традиций важно не только для сохранения этнической идентичности, но и для развития позитивных черт характера, формирования нравственности и этических норм поведения. Поэтому изучение и понимание таких традиций имеют важнейшее воспитательное значение в настоящее время [1, c. 56].

В целом, комплексный анализ потенциала средств воспитания, основанных на традиционном воспитании, духовной и нравственной культуре, является актуальной научной проблемой, которая помогает понять и применять воспитательные ресурсы, имеющиеся в семье, для формирования этнического сознания и развития позитивных черт личности.

В кыргызских семьях конца XIX - начала XX века неразделенные многодетные семьи были основной формой семейной организации. В таких семьях проживали несколько поколений родственников, включая дедушек, бабушек, родителей, детей и внуков. В такой семье все имущество и земля принадлежали общей семейной собственности и использовались для обеспечения всех членов семьи [3].

Патриархальный образ жизни в таких семьях предполагал, что главой семьи являлся старший мужчина, обычно отец или дедушка. Он был ответственен за принятие решений, обеспечение семьи и защиту ее интересов. Женщины и дети ожидали от него руководства и защиты. Женщины выполняли домашние обязанности, такие как приготовление пищи, уход за детьми и домашний уход. Дети, особенно сыновья, ожидали, что им будет передана традиция патриархата, а они сами будут главами семей в будущем.

Такой образ жизни передавался из поколения в поколение и считался нормой для кыргызского общества. Однако с течением времени и с появлением новых общественных и экономических условий, эта форма семейной организации постепенно изменилась и стала менее распространенной. Сейчас в Кыргызстане в основном преобладают ядерные семьи или семьи с ограниченным числом детей.

Известный педагог советского периода А. Н. Макаренко подчеркивал: «самые правильные, рациональные, продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон вашей жизни будет слабым. И наоборот, только если общий тон их жизни остается неизменным, можно найти правильные способы обращения с ребенком и, самое главное, дисциплину, труд, свободу, игру и т.д.» [5, c. 111].

В кыргызском обществе старшее поколение ценило и поощряло терпимость человека. Считалось, что родители должны проявлять мудрость через терпение, заботу и внимание к каждому члену семьи, а также учитывать их сильные и слабые стороны. Способность дисциплинировать заключалась не только в приказывании и требовании выполнения работы от детей, но и в умении убеждать, объяснять и привлекать.

Совместное общение и взаимодействие, основанные на равенстве, делали тему обсуждения более гуманной и живой. Это помогало приблизить людей друг к другу и делать их более морально чистыми и духовно обогащенными. В результате таких обсуждений достигался моральный союз, а высказанные мысли становились близкими и понятными для всех членов семьи. Благодаря этому союзу, семья становилась крепче и каждый в ней оказывал моральную поддержку и помощь [7, c. 99]. Согласно народным верованиям, было важно всегда помнить о том, что происходит с каждым членом семьи, и в первую очередь это должны были понимать его близкие.

В семье кыргызов дети воспитывались не только родителями, но и всеми близкими родственниками, включая бабушек, дедушек, братьев и сестер. Однако участие всех родственников в воспитании было неравномерным. В традиционной кыргызской семье воспитание детей было основной обязанностью бабушек и дедушек, а лишь затем родителей и остальных членов семьи. Пожилые родители сохраняли престижное положение в семье и выполняли роль духовных наставников. Проблема семейных отношений была сложной и требовала морально-этической зрелости от родителей, особенно женщин.

Основой воспитания в семье считалась родительская привязанность, именно она являлась главной силой в воспитании по народному поверью. Мать играла особую роль в эмоциональном, моральном и умственном развитии ребенка, поскольку контролировала каждое его движение.

Кыргызы считали, что хорошие дети вырастут только с хорошими родителями, поэтому они тщательно выбирали невесту, веря, что от этого зависит здоровье, нрав и характер будущих детей.

Главная роль семьи в воспитании заключается в передаче практических знаний, бытовых навыков, нравственной культуры и норм поведения потомству. Народная педагогика Кыргызстана не разделяла формы и методы нравственного, эстетического и этического воспитания.

В семье и обществе применялись основные методы воспитания: пример, убеждение, наставление, обучение. Основное внимание уделялось формированию терпимости, настойчивости, уважения к родителям и старшим, изучению моральных норм. Эти методы наблюдались как в семье, так и в обществе, передавались из поколения в поколение и подкреплялись общественным мнением [2, c. 108].

Однако семейное воспитание всегда дополнялось социальным воспитанием. Общество воздействовало на детей через различные каналы: через родственников, гостей, свадьбы, сельские собрания и через труд. Пример родителей, детей и окружающих людей считается в Кыргызстане одним из основных методов воспитания. Это предположение подтверждается и Киргизской пословицей: «Сначала посмотри на мать, а потом дочь», "Сначала она отметила все хорошие качества, характер матери, только потом назвала имя дочери" [4, с. 56].

Воспитание нравственных основ и влияние авторитетных представителей старшего поколения должны стать обязательной частью образовательной программы для подрастающего поколения. Родители всегда стремятся воспитывать честных, трудолюбивых и смелых детей.

Воспитание детей предусматривает всестороннее развитие не только их интеллекта, моральных качеств, идеалов, но и чувств. Умение чувствовать красоту обогащает жизнь человека, делает ее яркой и интересной. Это качество должно формироваться с детства в семье. Воспитание детей требует от родителей упорного труда и исследований.

В традиционной системе эстетического воспитания детей кыргызов всегда широко использовался музыкально-песенный фольклор. Кыргызский народ тонко понимал необходимость радостной эмоции для развития здорового ребенка. Испокон веков колыбельные песни, потешки, игровые песни, песни состязания служили подлинной школой эстетического, физического и нравственного воспитания детей. В эстетическом воспитании детей особое место занимало прослушивание назидательных песен, созданных акынами и певцами. Термины «санат», «насыят», «терме», «улгу», «нуска» воспринимаются не как песнопение, а как изложение мудрости, как клад мудрых мыслей, как сокровищница народной педагогики. Как правило, дети не только пассивно присутствовали на состязаниях акынов, прослушав тот или иной той, исполненный известным певцом, тут же сами по памяти воспроизводили услышанное произведение. Таким образом, музыкальный песенный фольклор создавал эстетико-воспитывающию среду для детей.

Итак, в традиционной кыргызской семье воспитание детей имело свои особенности. Родители считались главными авторитетами и учителями для детей. Они помогали детям обучаться практическим навыкам и знаниям, а также передавали им моральные принципы и нормы поведения.

В прошлом существовали определенные нормы и ожидания, которые регулировали отношения между родителями и детьми. Например, воспитание сына, его женитьба и рождение дочери считались родительской обязанностью, которую родители несли со всей ответственностью. Забота о престарелых родителях также считалась священной обязанностью детей, особенно сыновей. Отступление от этих норм и обязательств осуждалось в кыргызском обществе и могло вызвать не только недовольство близких родственников, но и дальних родственников.

Таким образом, в традиционной кыргызской семье воспитание детей основывалось на передаче практических знаний, деловых навыков и моральных норм поведения от родителей. Взрослые, в первую очередь отец и мать, играли ключевую роль в формировании личности ребенка и помогали им найти свое место в жизни.

 

Список литературы:

  1. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогическое воззрение народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 2021. – 256 с.
  2. Нурова, С. С. Воздействие национальных обычаев и традиций на образ жизни в условиях Кыргызстана / С. С. Нурова // Вестник КазГу. Серия экономическая. – Алма-Ата, 2018. – № 7. -С. 62-65.
  3. Обычаи и традиции кыргызского народа [Электронный ресурс] –. https://www.advantour.com/rus/kyrgyzstan/traditions.htm. – Дата обращения: 15.01.2024г.
  4. Орлова, А. П. Народные традиции и современные проблемы воспитания кыргызского народа / А. П. Орлова // Советская педагогика. – 2019. – № 7. – С. 106-111.
  5. Суханов, И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И. В. Суханов. – М.: Политиздат, 2021. – 216 с.
  6. Харапинский, Я. Л. Нравственность и традиции: учебное пособие / Я. Л. Харапинский. – М.: Изд-во МИНХ им. Г.В. Плеханова, 2021. – 200 с.
  7. Чотонов, А. Ч. О национальных традициях народов Средней Азии / А. Ч. Чотонов. – Фрунзе: Б. и., 2019. – 73 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.