Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 января 2024 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ханахмедова К.Э. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА АРХИТЕКТУРЫ В СССР // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(131). URL: https://sibac.info/archive/technic/1(131).pdf (дата обращения: 17.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА АРХИТЕКТУРЫ В СССР

Ханахмедова Карина Эльбрусовна

студент, Академия архитектуры и искусств, Южный федеральный университет,

РФ, г. Ростов-на-Дону

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF ARCHITECTURE IN THE USSR

 

Karina Khanakhmedova

student, Academy of Architecture and Arts, Southern Federal University,

Russia, Rostov-on-Don

 

АННОТАЦИЯ

В течение многих десятилетий архитектура в Советском Союзе служила не только средством для создания функциональных пространств, но и мощным инструментом идеологической и социокультурной пропаганды. Целью данной статьи является анализ психологической проблематики архитектуры СССР и рассмотрение ее влияния на психологию и сознание советского населения. Также были затронуты основные характеристики и особенности архитектурных решений этой эпохи.

ABSTRACT

For many decades, architecture in the Soviet Union served not only as a means to create functional spaces, but also as a powerful tool for ideological and socio-cultural propaganda. The purpose of this article is to analyze the psychological problems of the architecture of the USSR and consider its impact on the psychology and consciousness of the Soviet population. The main characteristics and features of architectural solutions of this era were also touched upon.

 

Ключевые слова: архитектура, СССР, психология, идеология, советский, социокультурный.

Keywords: architecture, USSR, psychology, ideology, soviet, sociocultural.

 

ВВЕДЕНИЕ

СССР был известен своим стремлением к контролю и диктату в сфере искусства и архитектуры. Власть Советской партии устанавливала жесткие рамки для архитектурных проектов, что ограничивало свободу выражения и творчества архитекторов. Это идеологическое доминирование привело к созданию стандартизированных и монотонных архитектурных форм. На начальных этапах развития СССР архитектура была мощным рычагом давления на идеологическое восприятие советских граждан. Со временем идеология стала “увядать”, что повлияло на развитие архитектуры и, следовательно, на сознание людей.

АРХИТЕКТУРА КАК ОТРАЖЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ

Советская архитектура часто отражала социальную изоляцию страны от мировой архитектурной практики. Изоляция от зарубежных тенденций и идеологическая ограниченность сказались на многих аспектах архитектуры. Это могло вызвать у граждан СССР чувство отчуждения и отрешенности от мирового развития.

На начальных этапах развития СССР И.В. Сталин, являясь ярым сторонником коммунистических и социалистических идей К. Маркса и Ф. Энгельса, управлял страной, опираясь на их учения. Идеология являлась основой государства. Лидирующим направлением в архитектуре был сталинский ампир, который развивался в период с 1936 по 1955 гг. Этот стиль отражает советскую идеологию. Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.

Одним из ключевых черт советской архитектуры была монументальность и величие зданий. Это было частью попытки создать имперский облик страны и показать ее мировую силу. Однако эта монументальность могла создавать ощущение утраты человеческого масштаба, что в свою очередь могло оказывать психологическое давление на людей, создавая ощущение неблагоприятной атмосферы.

Советская архитектура была ориентирована на функциональность и использование общественных пространств в целях социалистической идеологии. Это ограничивало индивидуальное выражение и инновации в архитектуре, что вызвало у людей недовольство, связанное с чувством стандартизации и ограничения свободы.

Советская архитектура также играла роль в формировании национальной идентичности и гордости. Многие архитектурные памятники, такие как Кремль в Москве или здания в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), были символами могущества и исторической значимости. Эти символы были ориентированы на то, чтобы советские граждане чувствовали и признавали свою принадлежность к великой истории и культуре СССР.

В период правления Хрущева Н.С. происходит постепенное разложение социалистической идеи. 7 декабря 1954 г Н.С. Хрущёв произнёс речь «О широком внедрении индустриальных методов, улучшении качества и снижении стоимости строительства», в которой он раскритиковал насыщенную декором сталинскую архитектуру. Все постройки последних 20 лет теперь считались растратой средств и неоправданными излишествами. Генсек провозгласил архитектурную перестройку и обозначил две цели: решить жилищный вопрос, предоставив отдельную квартиру каждой семье, и сделать это максимально дешево с помощью типового проектирования и индустриализации производства. А 4 ноября 1955 года вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». От новых зданий ожидали в первую очередь функциональности и практичности. Простота, лаконичность, правильные пропорции, связь формы и назначения здания – вот какая должна была быть архитектура. Декоративные элементы запрещались в любом виде.

Начинается массовое жилищное строительство. Сооружались «хрущёвки» - панельные или кирпичные двух-пятиэтажные дома. Целью было уменьшение затрат, поэтому часто квартиры в таких домах могли быть неудобными, а декоративное убранство отсутствовало. Конечно, это сказывалось на психологическом состоянии граждан.

Во времена так называемой хрущёвской оттепели в СССР стали появляться в открытом доступе для архитекторов специализированные профессиональные журналы, также начал происходить обмен опытом с архитекторами стран Польши, Кубы и Венгрии. Конечно, это оказало большое влияние на развитие архитектуры СССР. Начал развиваться «советский архитектурный модернизм», который пришёл в СССР с Запада и трансформировался в советский. Интернациональность модернизма является одной из главных его отличительных черт.

Архитектура брежневского времени, которое принято называть застоем, в полной мере отражала суть той эпохи. Она не стремилась, в отличие от 1920-30-х годов, совершить революционные изменения в градостроительстве и организации общественного пространства. Также архитектура того времени была меньше подвержена идеологическому влиянию. В отличие от Н. С. Хрущёва, который архитектуру воспринимал как приложение к экономичному строительству, Л.И. Брежнев не уделял большого внимания архитектуре. Влияние коммунистической партии на развитие архитектуры было обезличено. Несмотря на то, что этот период называется эпохой "застоя", в экономической и социальной сферах жизни страны, строительство шло в невиданных масштабах.

Приоритетом в строительстве стала «обыденная» организация городской среды, а также удобность и комфортность жилья. Архитектура общественных зданий развивалась в общем русле советского минимализма и функционализма. Архитектура стала полностью подчиняться строительной отрасли, и только особо важные постройки разрешали возводить по индивидуальным проектам. Главная особенность советского модернизма — к нему относятся одновременно и необычные авторские здания, и сотни безликих микрорайонов по всей стране: однообразие типовой застройки, отсутствие каких-либо градостроительных акцентов, с помощью которых можно было бы отличить один район от другого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологическая проблематика архитектуры СССР включала в себя идеологическое доминирование, социальную изоляцию, монументальность, функциональность и идентичность. Эти аспекты могли оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на психологию и сознание советского населения, формируя их взгляд на мир и собственную идентичность. Важно понимать, что архитектура всегда оказывает влияние на психологию и эмоциональное состояние людей, и в случае СССР, она была инструментом формирования идеологии и социокультурной идентичности.

 

Список литературы:

  1. Селиванова А.Н. Постконструктивизм. Власть и архитектура в 1930-е годы в СССР – М.: 2019.
  2. Томилина Е.С. Архитектура СССР в 1917-1930-х годах: сб. ст. XXVI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 131-135.
  3. Николаева Ж.В. Архитектура в сознании тоталитарной эпохи: дис. канд. филос. наук – 2006.
  4. Культура периода “оттепели”. Архитектура [Электронный ресурс] URL:http://poznaemvmeste.ru/index.php/ege-sotsialnaya-sfera/9-pervyj-poslednij/2079-kultura-perioda-ottepeli-arkhitektura (дата обращения 10.01.24)
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.