Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 29 апреля 2024 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Квашнина Е.Ю. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(186). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(186).pdf (дата обращения: 12.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ

Квашнина Екатерина Юрьевна

студент, кафедра изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., Новосибирский Государственный Педагогический Университет,

РФ, г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена исследованию проблем колористических представлений у подростков на занятиях по живописи.  Развитие колористических представлений играет ключевую роль в создании художественного образа.

ABSTRACT

This article is devoted to the study of the problems of coloristic ideas in adolescents in painting classes. The development of coloristic ideas plays a key role in the creation of an artistic image.

 

Ключевые слова: художественный образ, когнитивные процессы, восприятие, представление, воображение, подростки, цвет, цветовой круг, колористические представления, цветовая гармония.

Keywords: artistic image, cognitive processes, perception, representation, imagination, teenagers, color, color wheel, coloristic representations, color harmony.

 

Большое значение в создании художественного образа имеет цвет. Поэтому было проведено большое количество исследований в этой области. Вопросами теории и психологии цвета, колорита занимались: С. С. Алексеев, Б. А. Базыма, Н. Н. Волков, И. В. Гете, И. Иттен, Л. М. Миронова.  В настоящее время рассматриваются различные проблемы применение цвета в применения цвета в живописи и других видах колористической деятельности. А именно в теории и методике, где рассматриваются вопросы формирования колористических представлений и колористического единства у обучающихся в детских художественных школах на занятиях по живописи.

Когнитивные процессы имеют важное значение в процессе рисования, так как они определяют способ, которым человек воспринимает, анализирует, понимает и воплощает художественные образы.  Вся информация об окружающем мире хранится в памяти. «Образы памяти в отличие от образов восприятия называют представлениями. Представления — это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее в той или иной комбинации (более полной или менее полной)» [2, с. 178]. Происходит процесс обобщения новых и старых представлений, появляется взаимосвязь полученного опыта с материалом предыдущих восприятий. При этом часто различные представления соединяются, приобретая характер синтетического образа.

Механизмы колористических представлений включают в себя ряд когнитивных и психофизиологических процессов, которые помогают нам воспринимать, анализировать и интерпретировать цвета. Вот несколько ключевых механизмов, связанных с колористическими представлениями:

1. Работа цветовых рецепторов в глазу: Цветное зрение осуществляется благодаря работе трех типов фоторецепторов (колбочек) в сетчатке глаза, которые чувствительны к различным длинам волн света (красному, зеленому и синему). Информация, полученная от этих рецепторов, передается в зрительные центры головного мозга для анализа и интерпретации.

2. Цветовой контраст и восприятие: Механизмы восприятия цвета включают в себя взаимодействие между различными цветами и их яркостями, что определяет цветовой контраст и воздействие на наши визуальные представления. Например, цветовой контраст может усиливаться комбинированием цветовых гармоний или противопоставлением цветов на объекте.

 3. Когнитивные моделирования и ассоциации: Цветовые представления также могут включать в себя процессы когнитивного моделирования и ассоциаций. При использовании цвета для организации информации, визуализации данных или воплощения идей.

Восприятие объекта формируется на основе полученной информации о нем от органов чувств.  Затем подключаются процессы мышления, для того чтобы проанализировать полученную информацию и сохранить в памяти человека. В дальнейшем, художники используют силу воображения для того, чтобы представить образ на основе увиденного ранее. Так, например И.К. Айвазовский, никогда не писал картины с натуры. После долгого наблюдения за морем, художник приходил в мастерскую и создавал живописные произведения на основе композиционных и колористических представлений. Так воображение имеет большое значение в формировании и восприятии колористических представлений, позволяя создавать, интерпретировать и ощущать цвета в разнообразных контекстах. Таким образом, когнитивные процессы играют важную роль в процессе рисования, влияя на восприятие, внимание, память. Эти и другие механизмы взаимодействуют, чтобы формировать у человека колористические представления и определять то, как он воспринимает и реагирует на цвета в окружающем мире.

Колористические представления на занятиях по живописи лучше всего развиваются в подростковом возрасте. Это связано с тем, что в этот промежуток времени происходит интенсивное развитие когнитивных функций и способствует к лучшей способности к восприятию, анализу и интерпретации цветовой информации.

«Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно организованно» [1, с. 49]. По убеждению Т.Л. Журиковой подростки способны понимать необходимость преодоления сенсорных эталонов и видеть в соответствии с чувственным восприятием, освобожденным от сложившейся канонизированной нормативности (эталонности) восприятия цветов [1]. Во время подросткового возраста происходит формирование творческого воображения и способности к абстрактному мышлению. Это может способствовать развитию чувства цвета и умению использовать его для выражения эмоций и идей.

«Подросткам свойственны умение видеть в соответствии с чувственным восприятием, умение мыслить в понятиях и образах, стремление к творческому воплощению. Мышление в понятиях становится ведущей функцией в развитии подростка. Процесс формирования колористических знаний, умений и навыков учащихся должен быть направлен на овладение основами живописной изобразительной грамоты» [1, с. 57].

Для создания колористического образа постановки необходимы инструменты, одним из них является цветовой круг, который состоит из 12 цветов.  В круге есть три основных цвета - красный, желтый и синий, их особенность в том, что их нельзя получить путем смешивания. Есть и вторичные цвета, которые получаются путем смешивания основных цветов.

«Цветовая гармония это эстетически значимая, колористически закономерная взаимосвязь цветов» [3, с. 41]. Для создания гармоничного образа, используют цветовые гармонии. Например, гармония контрастных цветов — это сочетание полярных, противостоящих друг другу в цветовом круге. Гармония родственных цветов, состоит из находящихся рядом цветов, при этом оттенки не контрастны друг к другу. Гармония родственно-контрастных цветов - гамма цветов, которая попарно расположена в соседних четвертях цветового круга.   Еще есть гармония триады. Это гармония родственных и одного контрастного цветов. И гармония двух родственно-контрастных цветов плюс один цвет, который   находится между ними на цветовом круге.

«Все промежуточные противолежащие в круге цвета взаимно дополняют друг друга, так как образованы равными количествами соответствующих взаимодополнительных цветов. Они контрастны по цветовому тону» [3, с. 43].

«Развитие колористических способностей происходит через усвоение и творческое применение колористических знаний, умений и навыков» [1, с. 28]. Для начала могут помочь небольшие поисковые упражнения. Это поможет учащимся наглядно изучить все цветовые гармонии. Используя всего 3 цвета и все возможные гармонии, им будет необходимо решить один и тот же натюрморт в разных вариациях. Таким образом, дети научатся пользоваться цветовым кругом и в дальнейшем смогут выбирать подходящие цветовые сочетания для выполнения натюрморта.  Им будет достаточно увидеть натюрморт и мысленно представить все его возможные вариации, а далее выбрать самое подходящее решение. Но чтобы достичь такого результата необходимо делать это регулярно, потому что представления возникают только в процессе деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что, учитель, используя такие инструменты, как цветовой круг и небольшие поисковые упражнения, сформирует у детей умение создавать колористический образ в натюрморте.

 

Список литературы:

  1. Журикова Т. Л. Колористическая подготовка обучающихся на занятиях по живописи в художественной школе: дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2014. – 182 с.
  2. Кузин В.С. Психология живописи: учеб. пособие для вузов – 4-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. – 307 с.: ил.
  3. Медведев В. Ю. Цветоведение и колористика: учеб. пособие (курс лекций). — СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. — 116 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.