Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 29 апреля 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кононова А.И. КОНЦЕПЦИЯ ЖАНРА – ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ: ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(186). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(186).pdf (дата обращения: 12.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОНЦЕПЦИЯ ЖАНРА – ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ: ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ

Кононова Анастасия Игоревна

магистрант, кафедра телерадиожурналистики, Санкт-Петербургский государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

THE CONCEPT OF THE GENRE IS A DOCUMENTARY: FROM THE PAST TO THE PRESENT

 

Anastasiya Kononova

master's student, Department of Television and Radio Journalism, St. Petersburg State University,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается концепция документального фильма разными исследователями, становление жанра в историческом контексте. В статье обобщён материал по исследуемой теме, предложены классификации. Отельной категорией документального кино выделены фильмы об искусстве.

ABSTRACT

This article examines the concept of a documentary film by various researchers, the formation of the genre in a historical context. The article summarizes the material on the topic under study, and offers classifications. Films about art are singled out as a separate category of documentary films.

 

Ключевые слова: документальное кино; современная документалистика; жанровая классификация; документальные фильмы об искусстве.

Keywords: documentary films; modern documentaries; genre classification; documentaries about art.

 

Кинорежиссёр Г. Франк в книге «Карта Птолемея» обозначил режиссёрскую задачу документалиста, можно сказать, концептуальный вектор, так: «Перевод будничного факта в новое качество есть один из первоэлементов драматургии документального фильма, не только поэтического, а любого жанра, образной публицистики вообще… Мы видим простой факт. Изобразительно, словом, музыкой он превращается в образ.» [3, 5] Если документальное кино работает с фактами, то можно выделить жанры современной документалистики по этому основанию. На сегодняшний день исследователи предлагают классификацию:

- фильм-беседа;

- фильм-биография;

- видовой фильм;

- фильм-исследование;

- интервью;

- кинохроника;

- монолог;

- фильм-обозрение. [7]

Но киновед Г.С. Прожико предлагает считать жанром – договор автора со зрителем. И выделает такие характеристики по основанию «автор – зритель»:

- характер объекта (что / кого снимаем?);

- конкретное назначение жанра (что рассказываем?);

- степень / масштаб выводов / мера типизации, систематизации;

- характер стилистических средств (как показываем?);

- способ восприятия со стороны зрителя (по каким правилам играем?) [2].

Мы согласны со мнением, что документальный фильм – единственный вид искусства, который использует жизнь и её формы, в полном объёме и без вмешательства, для воплощения творческого замысла автора. Поэтому как концепцию жанра можно выделить следующее: основное противоречие документального кино и его специфика – это сочетание приверженности к документу с принципами искусства. Документалистика соединяет язык факта с языком искусства. [6]

Обратимся к основным точкам истории жанра.

Во второй половине 20-х годов XX века происходит перестройка документального кино: развиваются корреспондентские сети, появляются национальные студии. Из-за гражданской войны репортаж становится ведущим жанром. Концепция времени – правдивое повествование о войне. Также мы наблюдаем агитационную роль кинофильмов. А операторы теперь хотят выразительности, образности своих лент. Это время позволило кинематографистам понять возможности смыслового и эстетического содержания запечатленного материала реальности. Теоретические модели сменяются кинематографической практикой. Происходит смена режиссёрского интереса с констатации смерти на показ картины жизни, какая она есть. [4]

В 60-е годы XX века образ человека на документальном экране равен общей идее реальности. Человек «встроен» в хроники этого времени. Вычленение отдельных людей в жанре кинопортрета или эпизода в фильме подчинялось внутренней программности в изображении современника, а именно – показать пример, достоинство, геройство [3, 4].

После 60-х новое понимание документалистами жизненного материала не могло оставаться в прежних рамках. Требовалась другая стилистика. Появилась такая концепция жанра: аналитическое наблюдение со стремлением понять жизненные явления. То есть человек как носитель мысли, чувств, переживаний, а не герой труда, чиновник, политический деятель и так далее, как центр новаторского поиска документалистов [3, 4].

Отдельным жанром документального кино стоят фильмы об искусстве. Их снимали с довоенного периода концептуально в повествовательном направлении. Переворот случился во Франции на рубеже 1940–1950-х гг. благодаря движению «Группа тридцати». Исследователи связывают это явление с именем Алена Рене. Концепция направлений «Группы…», по мнению Н. Баландиной, «разработка так называемой второй реальности». Киноленты А. Рене «Ван Гог» (1948), «Гоген» (1950) и «Герника» (1950) перевернули представления о том, как экран может рассказать о художнике или картине.

Чечот-Гаврак выделяет в своих работах важнейшие проблемы, связанные с анализом кинофильмов об искусстве. Например, сложность жанровой классификации, трудности с рубрикацией, вопрос кинематографичности отдельных видов искусства.

Киноведы нашего времени предлагают выделять такие подвиды:

- аналитико-дидактический (кино-лекция об искусстве образовательного свойства);

- поэтико-эссеистический («поэма об искусстве»);

- научно-популярный (объединение первых двух)

- документально-репортажный (о современных художниках) [1].

Таким образом, документальное кино развивалось вместе с историческими событиями, с переустройством общества и отвечало на запросы времени.  До сих пор происходят преобразования в практической документалистике, но также есть устоявшиеся элементы. Исследования продолжаются по проблемам жанра прошлого, также под научный интерес попадают современные направления.

 

Список литературы:

  1. Вирен Д. Г. Авторские фильмы об искусстве в польском кино 1970-х годов // Славянский мир: общность и многообразие. 2020. № 1. С. 299-304. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtorskie-filmy-ob-iskusstve-v-polskom-kino-1970-h-godov
  2. Девликамова Э. А. Документальный фильм: концепция жанра // Культурная жизнь Юга России. 2019. № 2 (73). С. 102-104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnyy-film-kontseptsiya-zhanra
  3. Прожико Г. С. Концепция реальности в экранном документе. Москва: ВГИК, 2004. 454 с. URL: https://xn----jtbadk9bega7k.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/11/Projiko-Koncepcija_realnosti.pdf
  4. Прожико Г. Экран мировой документалистики (очерки становления языка зарубежного документального кино). Litres, 2022. 470 с. URL: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=0etdDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT3&dq=%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D0%B2+%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5&ots=V3bW6N-p-h&sig=Omw89ioyCMieKoI6fseqdrtNzkw&redir_esc=y#v=onepage&q=%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5&f=false
  5. Трусевич Е. С. Драматургические особенности неигрового кино: телефильм, кинофильм, фильм для интернет-платформы // Вестник ВГИК. 2021. Т. 13. № 1. С. 24-36. URL: https://vestnik-vgik.com/2074-0832/issue/viewIssue/1951/pdf_11
  6. Хакимов А. Средства документалистики в игровом кино как выражение художественного замысла автора // Central Asian Journal of Art Studies. 2018. Т. 3. № 3. URL: https://cajas.kz/journal/article/view/162/143
  7. Хорошко А. Н. Неигровое кино—традиции и современность // Экранные искусства в ракурсе современной культуры: сборник материалов II всероссийской научной конференции. Ростов-на-Дону, 2021. С. 221-224. URL: https://madn.su/images/stories/Book/sbornik_LV.pdf#page=221
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.