Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CLXXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 11 января 2024 г.)

Наука: Экономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Беляева К.В. КРЕАТИВНЫЙ ГОРОД: ГОРОДА В БОРЬБЕ ЗА КРЕАТИВНЫЙ РЕСУРС // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CLXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(179). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(179).pdf (дата обращения: 16.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КРЕАТИВНЫЙ ГОРОД: ГОРОДА В БОРЬБЕ ЗА КРЕАТИВНЫЙ РЕСУРС

Беляева Ксения Витальевна

студент, кафедра дистрибуции и маркетинга, Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК),

РФ, г. Москва

Ланина Лилия Анатольевна

научный руководитель,

канд. экон. наук, доц., Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК),

РФ, г. Москва

CREATIVE CITY: CITIES IN THE STRUGGLE FOR A CREATIVE RESOURCE

 

Ksenia Belyaeva

student, Department of Distribution and Marketing, All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov (VGIK),

Russia, Moscow

Lilia Lanina

Scientific supervisor, candidate of Sciences in Economics, Associate Professor, All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov (VGIK),

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются вопросы создания «креативного города», где творчество становится центральным принципом и важнейшей частью экономического развития. Рассмотрены основные положения «креативного города» и формирование «креативного класса». Проводится анализ источников формирования творческих ресурсов для экономического развития, экологической устойчивости и социальной сплоченности, а также предлагаются варианты стратегий конкурентной борьбы за креативные ресурсы.

ABSTRACT

This article examines the issues of creating a "creative city", where creativity becomes a central principle and an important part of economic development. The main provisions of the "creative city" and the formation of the "creative class" are considered. The analysis of the sources of creative resources formation for economic development, environmental sustainability and social cohesion is carried out, as well as options for strategies of competition for creative resources are proposed.

 

Ключевые слова: творчество; креативный город; креативный класс; креативный ресурс.

Keywords: creativity; creative city; creative class; creative resource.

 

Чтобы быть актуальными в современной конкурентной глобальной экономике, города вынуждены стимулировать творчество и привлекать широкий спектр талантов из разных слоев общества. Без сомнения, города уже давно служат резервуарами изобретательности и инноваций, адаптируясь к быстро меняющимся достижениям, демографическим изменениям, угрозе изменения климата, потребностям городского планирования и т.д. Однако в последние десятилетия возник новый феномен, известный как «креативные города», который изменил восприятие урбанизации, поставив творчество и культуру на передний план развития городов.

Эта конкуренция за создание «креативного города», определяемого как город, который считает творчество центральным принципом и использует его как важнейшую часть экономического развития, постепенно усиливается среди городских центров по всему миру. Концепция креативного города исследует взаимосвязь между городским пространством, творчеством и инновациями.

По определению ЮНЕСКО, креативный город — это город, в котором культурная деятельность и творчество являются неотъемлемой частью экономического и социального функционирования города.

Привлечение и удержание творческих ресурсов стало важнейшей задачей для городов по всему миру, стремящихся получить преимущество в глобальной экономике. Талантливые человеческие ресурсы, инновационные идеи и кластеры творческих индустрий — это товары, пользующиеся высоким спросом. Исключительным примером креативного города является Берлин, который добился огромных успехов в использовании творчества в качестве ресурса. Берлин, известный своей яркой художественной и музыкальной сценой, культурой стартапов и инновационными технологическими компаниями, привлекает «креативный класс», в который входят профессионалы в области технологий, искусства и дизайна [1, с. 177].

Любой «креативный город» формируется в первую очередь с опорой на так называемый «креативный класс». Экономисты, такие как Ричард Флорида, утверждают, что «креативный класс» — это группа работников, занятых в областях, которые стимулируют инновации и творчество, стоит за оживлением городов и экономическим ростом. По словам Флорида, экономическая ценность города больше не определяется исключительно его физическим капиталом, но все больше зависит от его «творческого капитала» — суммы человеческого капитала, творческих отраслей и творческих личностей, которых они привлекают [3, с. 34]. Мощная креативная экономика города опирается на инновации и творчество, воплощенные в различных секторах, таких как технологии, искусство, культура, дизайн и отрасли, основанные на знаниях. Наличие этих секторов формирует устойчивую городскую экономику, основанную на знаниях, а не на исчерпаемых физических ресурсах.

Поэтому города запустили программы, направленные на привлечение креативного класса и установление здоровых симбиотических отношений между городскими пространствами и творчеством. Эти города стремятся создать среду, которая по своей сути поощряет творчество, уделяя больше внимания созданию творческих центров, инфраструктуры для искусства и культуры, поощрению предпринимательства и развитию образовательных учреждений. Подобные инициативы привлекают среди художников, дизайнеров, писателей, мыслителей и предпринимателей, которые способствуют экономической жизнеспособности города и повышают его культурную яркость и разнообразие.

Главный ресурс креативного города — это его жители. Это сообщество творческих, образованных, мотивированных и предприимчивых людей, которые способны генерировать иной, инновационный и креативный подход к решению проблем, созданию продуктов или услуг. Ключевыми качествами таких жителей являются умение мыслить нестандартно и вне рамок, готовность к постоянному саморазвитию и поиску новых знаний, умение работать в команде и уважать разнообразие мнений и подходов.

Кто чаще всего становится подлинным ресурсом креативного города? На мой взгляд, это в первую очередь деятели искусств, которые развивают в себе и других умение видеть мир по-новому, осмысливать его. Культурные организаторы, включая кураторов и организаторов фестивалей: они создают платформы для обмена идеями и провоцирования новых мыслей и дискуссий. Также это молодые предприниматели и стартаперы: их энергия, амбиции и стремление к новаторству ведут к созданию впечатляющих идей и решений, которые могут привести город к прогрессу. Не меньшую роль играют ученые и изобретатели: они генерируют знания, которые могут привести к новым открытиям и технологиям, эволюционирующим в новые продукты или услуги, которые могут улучшить качество жизни людей. Отдельно хочется упомянуть активистов общественных движений, которые ведут борьбу за улучшение жизни в городе, включая защиту окружающей среды, равноправие, социальную справедливость и т.д. Все эти люди вносят свой вклад в создание богатого, многообразного и стимулирующего окружения, благоприятного для креативного развития. Их знания, навыки, энергия и энтузиазм являются ценным ресурсом для креативного города.

Кроме того, важным ресурсом креативного города является его социальная и культурная среда: наличие мест для общения и совместной работы, развитая инфраструктура, поддерживающая творчество и инновации (школы, университеты, технопарки, коворкинги), доступ к долгосрочному финансированию и поддержке для запуска новых проектов, а также живой культурный и искусственный контекст – музеи, театры, галереи, фестивали и т.д. [5, с. 180]. В этом контексте особенно важен потенциал города для культурного обмена и взаимодействия между своими жителями и посетителями, что обогащает ментальное пространство каждого из участников этого процесса.

Но креативные ресурсы, как и любые другие, не могут принадлежать всем в равной степени, поэтому за них разворачивается настоящая борьба между креативными городами. Борьбу за креативные ресурсы между городами можно разделить на три основные области: человеческие ресурсы, физическая инфраструктура и творческие индустрии.

1. Человеческие ресурсы. Креативный капитал города прямо пропорционален творческому населению, которое он поддерживает. Города стремятся привлекать и удерживать талантливых, творческих людей, которые могут внести существенный вклад в их рост. Такие факторы, как образ жизни, возможности для отдыха, баланс между работой и личной жизнью, культурное разнообразие, толерантность и инклюзивность имеют решающее значение для того, чтобы убедить этих людей поселиться в городе.

2. Физическая инфраструктура. Креативная энергия требует среды, способствующей ее выражению. Городским районам нужны современные физические структуры, такие как галереи, музеи, культурные центры, коворкинги, студии и другие творческие пространства. Инвестиции в такую ​​инфраструктуру жизненно важны для города, позволяющего использовать творческий подход и способствовать инновациям.

3. Креативные индустрии. Города борются за свое место в глобальном ландшафте творческих индустрий. Эти отрасли имеют решающее значение, поскольку они обеспечивают рабочие места, стимулируют экономику города и создают возможности для инноваций и предпринимательства.

Креативному городу приходится бороться за свой ресурс — людей и их таланты, — по нескольким причинам. Во-первых, это конкуренция между городами. В современной глобализированной экономике города конкурируют друг с другом за таланты. Важные креативные компании и индивиды могут выбирать, где они хотят жить и работать, и могут переехать в город, который предлагает лучшие условия, - например, больше возможностей для карьерного роста, лучшее качество жизни или более привлекательную культурную и социальную жизнь. Во-вторых, это миграция талантов: многие талантливые и креативные люди могут уехать из города в поисках лучших возможностей или просто для получения нового опыта. Это называется "утечкой мозгов", и это является одной из ключевых проблем, с которыми приходится столкнуться креативному городу [2, с. 1483].

И в-третьих, это отсутствие ресурсов для поддержания креативности: чтобы поддерживать креативность, городу необходима инфраструктура (как физическая, так и социальная), которая может помочь людям постоянно развиваться, экспериментировать и вносить инновации. Это может потребовать значительных инвестиций, которых у города может не быть. Из-за этих причин креативному городу приходится активно работать над созданием привлекательных условий для своего ресурса (талантливых и креативных людей), чтобы удержать их и привлечь новых.

На наш взгляд, у креативных городов есть несколько стратегий борьбы за креативный ресурс. Например, можно развивать образовательную инфраструктуру: университеты и образовательные учреждения играют значительную роль в привлечении талантов. Поддержанием высокого уровня образования город увеличивает свою привлекательность для ученых, студентов и исследователей. Также можно создать благоприятный бизнес-климат: это включает в себя предоставление стимулов для стартапов и высокотехнологичных компаний, упрощение процедуры открытия и ведения бизнеса, развитие инфраструктуры для предпринимателей. В современном мире важно также выстроить и поддерживать открытую и толерантную атмосферу: в этом контексте города работают над созданием общественной среды, которая приветствует разнообразие и включает всех граждан в общественную и культурную жизнь города.

Так как главный ресурс креативного города — творческая элита, то необходимы инвестиции в культуру и искусство: это включает поддержку и развитие музеев, театров, фестивалей и других культурных проектов, которые делают город живым и привлекательным местом для жизни.

Создание социальной и физической инфраструктуры поддержки креативности: это может включать в себя создание коворкингов, творческих кластеров, технопарков, развитие городского пространства с зонами отдыха и творчества. Продвижение города как комфортного для жизни и творчества: это может включать различные маркетинговые и PR-кампании для повышения привлекательности, и известности города [1, с. 357]. Политика миграции: Гибкая и прозрачная система для привлечения зарубежных специалистов может быть дополнительным стимулом для переезда креативных специалистов. Улучшение жизненного уровня: Улучшение условий жизни, которые включают безопасность, доступное и качественное жилье, общественный транспорт, зеленые зоны, семейные услуги, уровень здравоохранения. Все эти меры помогают создать привлекательное и стимулирующее окружение для талантливых и креативных людей, и таким образом помогают креативным городам удерживать и привлекать этот важный ресурс.

Таким образом, борьба городов за творческий ресурс должна быть справедливой и инклюзивной, дополняя как экономическую, так и социальную структуру города.

В заключение отметим, что появление креативных городов подчеркивает растущее взаимодействие между культурой, творчеством и городским развитием. Города по всему миру соперничают за творческие ресурсы, чтобы развивать свою экономику и выделяться. Однако, сосредотачиваясь на творчестве как на важнейшем ресурсе, городам следует также решать проблемы, которые порождает эта борьба. Чтобы продвигать креативные города, дальновидные правительства должны проводить активную политику и создавать среду, привлекающую креативный класс. Это включает в себя инвестиции в образование и обучение, поддержку местных творческих индустрий, создание инклюзивных и разнообразных сообществ, предоставление доступного жилья и современной инфраструктуры, развитие культуры инноваций и предпринимательства, а также демонстрация города как яркого, захватывающего и желанного места для жизни и работы.

Несмотря на эти стремления, города сталкиваются с множеством проблем в борьбе за творческие ресурсы. Джентрификация городов является одной из серьезных проблем, поскольку она может вытеснить творческий класс, который город стремится привлечь. Более того, экономическое неравенство и социальное неравенство могут возникнуть, поскольку творческие городские инициативы часто больше фокусируются на технологиях и высококачественных услугах, не уделяя равного внимания другим секторам, таким как производство и сельское хозяйство. Следовательно, культивируя креативные ресурсы, эти города также должны гарантировать, что их политика является устойчивой и инклюзивной для всех слоев общества. Более того, достижение баланса между сохранением культурного наследия города и реализацией современности является еще одной проблемой, с которой города сталкиваются в этом стремлении. Сохранение культурной целостности мест, одновременно содействуя развитию творчества, является деликатной и важной задачей. Размышляя об этих аспектах, становится крайне важно, чтобы политики и градостроители не были ослеплены блеском «креативного города». Креативность следует рассматривать не только как средство экономического процветания, но и как катализатор устранения социального неравенства и повышения общего качества городской жизни.

Вывод: стремление стать креативным городом — это гонка без финиша. Это предполагает постоянные инновации, постоянные преобразования и постоянное стремление к творчеству и таланту. Борьба за креативные ресурсы носит глобальный характер: города соревнуются за звание креативного города. Разумно используя эти ресурсы и создавая творческую среду, города могут построить устойчивое, яркое и процветающее будущее.

 

Список литературы:

  1. Ершов, Н. О. Реализация идеи "креативного города" как новая тенденция в развитии городского пространства / Н. О. Ершов // Modern Science. – 2022. – № 1-2. – С. 356-362. – EDN DQZYPB.
  2. Зотова, Л. Р. Креативный город: творческие индустрии и развитие городов / Л. Р. Зотова // Креативная экономика. – 2015. – Т. 9, № 11. – С. 1465-1490. – DOI 10.18334/ce.9.11.2085. – EDN VGSSXX.
  3. Козлов, А. В. Об уровневой структуре креативного класса / А. В. Козлов, О. В. Сидоркина, Т. В. Погребная // Инженерное образование. – 2015. – № 18. – С. 34-39. – EDN VLZJRV.
  4. Кононыхина, В. В. Творческие индустрии как феномен современного этапа развития городов и перспективы превращения Москвы в креативный город / В. В. Кононыхина // Известия АСОУ. – 2015. – № 3-2. – С. 174-183. – EDN WDHSTZ.
  5. Соколова, С. В. "Креативный город": анализ теорий формирования и развития / С. В. Соколова // Муниципальная академия. – 2020. – № 2. – С. 178-185. – EDN EQZUOG.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.