Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 февраля 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шестакова О.А. ЖАНР ХОРОВОЙ МИНИАТЮРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ РОМАНТИКОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(134). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(134).pdf (дата обращения: 17.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЖАНР ХОРОВОЙ МИНИАТЮРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ РОМАНТИКОВ

Шестакова Олеся Андреевна

студент, Московский Государственный Институт Культуры,

РФ, г. Москва

Конец XVIII - начало XIX века - период зарождения нового в искусстве направления, получившего в итоге название “романтизм”. Одной из главных предпосылок для формирования новых музыкальных тенденций можно обозначить поражение французской революции и общее социальное настроение.

Представители романтизма считали, что музыка является самым главным из «искусств» по той причине, что она богата различными выразительными средствами. Именно романтики первые «заговорят о том, чтобы сблизить все виды искусств, чтобы музыка могла рисовать, чтобы музыка могла рассказывать содержание романа и трагедии, чтобы поэзия приблизилась по своей музыкальности к искусству звука, чтобы живопись стремилась передать образы литературы и т.д.»

Таким образом, становится естественным то, что идеи синкретизма искусства получили широкое распространение в творчестве композиторов XIX века разных стран. Одним из примеров такого соединения можно обозначить «программность» (связь с литературой), а также связь музыкальных произведений с живописью.

По причине того, что романтизму свойственны индивидуализм, отрешение от реальной действительности, мечта об идеале, стремление к свободе и многое другое, господствующими в романтическом искусстве стали чувства, страсти, стихийные силы, пылкий полет фантазии. Все эти особенности нашли отражение и в хоровой музыке.

  1. Склонность к миниатюре, проявившаяся в инструментальной музыке, отразилась в хоровом творчестве созданием целого ряда хоровых миниатюр;
  2. Появление «свободных форм» или форм «сквозного развития» в инструментальной музыке повлекло создание композиционно подобных произведений и для хора;
  3. Индивидуализация лирического высказывания, передача психологического развития чувств, является главной содержательной сущностью хоровых произведений различных жанров.
  4. Интерес к национальному, к народному фольклору нашел отражение как в песенном творчестве композиторов-романтиков, так и в хоровой миниатюре.

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809—1847) вошёл в историю как пропагандист хоровой музыки. В его творчестве, хоровая музыка занимает значительную часть. Ф. Мендельсон по разному подходит к воплощению своих хоровых миниатюр и пишет их для различных по своему составу хоров, среди них: двадцать восемь для смешанного хора и двадцать одно для мужского состава.

Образное содержание этих произведений разнообразно: эмоционально окрашенные пейзажи, любовная лирика, жанрово-бытовые, фантастические образы, но в музыкальном плане для всех партитур характерна эмоциональная искренность мелодики, ясность и уравновешенность фактуры, стройность формы.

Проанализировав написанные композитором хоровые миниатюры, можно отметить в его творчестве свойственные романтизму тенденции, например, связь с национальными, народными истоками. Наиболее ярко это выражено в мелодике близкой немецкому фольклору и частом использовании куплетной или куплетно-вариационной формы.

Вторым пропагандистом хоровой музыки и основоположником венской романтической школы можно назвать Франца Шуберта (1797-1828). Среди хорового композиторского наследия Ф. Шуберта: шесть месс, Немецкая месса, кантаты, в том числе «Победная песнь Мирьям», около ста хоров и произведений для мужского ансамбля.

Хоровая миниатюра - важная часть творческого наследия композитора. Наиболее часто он обращается к следующим образным сферам:

  1. любовная лирика;
  2. тема природы и эмоциональное восприятие природы человеком - любование ее красотами.

Как и Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Шуберт сочинял хоровые произведения для разных составов, как смешанных, так и мужских, отдавая все же явное предпочтение мужским голосам [1].

Значительный вклад в развитие хорового искусства внес Роберт Шуман (1810-1856). Образно-тематическое содержание его хоровых миниатюр, написанных для смешанного и мужского состава, разнообразно: психологически окрашенные пейзажные зарисовки, любовная лирика, охотничьи песни, шуточные и другие. Мелодика хоров следует эмоциональному настроению содержания. Большое значение в его произведениях имеет гармония, как одно из музыкально-выразительных средств для передачи образного содержания. Красочность фактуры достигается за счет тональных отклонений, модуляций, изменением до этого диатоничной фактуры альтерациями и хроматическими усложнениями.

Во второй половине XIX века – начале XX века жанр малых форм начинает уступать новым веяниям. Интерес композиторов переключается на крупные симфонические формы и оперы. Возрождение хоровой миниатюры происходит в творчестве более поздних представителей западноевропейской музыки – М. Равеля, Б. Бартока, З. Кодая, П. Хиндемита, Ф. Пуленка, Б. Бриттена и др.

 

Список литературы:

  1. Бодишевская Н.Н. История зарубежного хорового искусства: учебно-методические материалы. – Могилев, 2012
  2. Илларионова А.А Западноевропейская хоровая миниатюра в аспекте ее влияния на развитие русской хоровой музыки a-capella рубежа XIX-XX вв. (на примере творчества И.Брамса): [Электронный ресурс]. URL: https://rachmaninov.ru/assets/uploads/konf/dgt_2015/illarionova-a-a.pdf
  3. Колпакова Т.В. Романтизм: материалы к изучению темы // Интерактивное образование. - 2014. - №52. - Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/1/40/romantizm-materialy-k-izucheniyu-temy
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.