Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(270)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Шагилбаев А.У. ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ «МЕДЛЕННОГО КИНО» В ЭПОХУ УСКОРЕНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 16(270). URL: https://sibac.info/journal/student/270/326936 (дата обращения: 14.05.2024).

ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ «МЕДЛЕННОГО КИНО» В ЭПОХУ УСКОРЕНИЯ

Шагилбаев Амир Уланович

магистрант 2 курса, Факультет “Цифровые технологии и искусство”, Высшая Школа TURAN FILM ACADEMY,

РК, г. Алматы

Абикеева Гульнара Ойратовна

научный руководитель,

д-р искусствоведческих наук, проф., президент Ассоциации кинокритиков Казахстана, Высшая Школа TURAN FILM ACADEMY,

РК, г. Алматы

АННОТАЦИЯ

Данная статья представляет собой анализ и исследование восприятия времени в области кинематографа. В статье были рассмотрены проблемы восприятия картин, не подходящих под тенденцию современной динамичности и выявлены значимые аспекты созерцательного (медленного) кино.

ABSTRACT

This article is an analysis and research of time perception in the field of cinematography. The article analyzed the problems of perception of pictures that did not fall under the trend of modern dynamism and identified significant aspects of contemplative (slow) cinema.

 

Ключевые слова: медленное кино, кинематограф, восприятие времени.

Keywords: slow cinema, cinematography, time perception.

 

Феномен «медленного кино» не имеет широкой огласки у кинозрителя. И даже более искушенные киноманы могли не слышать об этой тенденции. «Медленное кино» несет в себе высокий аксиологический аспект и развивает кино в культурном направлении. Существует два ярко выраженных направления: зрительское и авторское кино. И как бы мы не пытались обособлять эти два вектора развития, они все же постоянно пересекаются и имеют определенное влияние друг на друга.

В мире искусства всегда существуют определенные тренды: что-то выходит из моды, что-то заново приобретает вторую жизнь, а что-то неизменно. Но каким бы самородком не являлся современный автор, с особым аутентичным взглядом и твердой творческой позицией, он тем не менее принадлежит и впитывает то, что происходит в его временном промежутке.

Уже долгое время бесспорным флагманом мира кино является Голливуд. Он задал определенную формулу динамичности кинопродуктов: большое количество сменяемых ракурсов съемки, частые наезды и отъезды, круговые движения камеры, нарочито используемые звуковые и визуальные эффекты, динамичный монтаж. Кинозритель подстроился под такую форму создания фильмов, в результате чего ему стало не просто трудно смотреть низко-динамичные картины, а зачастую – невыносимо. В результате многие авторы чувствуют эту тенденцию и стараются подстроиться под определенные «кинотренды», чтобы быть услышанными не только «киноподкованной» прослойкой, но и широкими массами зрителей.

Но речь идет не только о кино. Мы живем в «эпоху скорости», где динамика стала одним из важнейших факторов современного мира. У человечества пропала необходимость искать всю информацию в книгах, когда есть более эффективный информационный ресурс в виде интернета. Метро, машины, самолеты, все наше общество стремительно пытается найти все более эффективные способы сэкономить и сохранить наш самый важный человеческий ресурс – время. «Мы живем в век скорости. Мы стремимся быть более эффективными, впихивать больше в каждую минуту, каждый час, каждый день. С тех пор как промышленная революция перевела мир на высокие обороты, культ скорости довел нас до предела» (Карл Оноре).

На сегодняшний день авторы – представители так называемого «медленного стиля» сталкиваются с бескомпромиссной проблемой, которая выражается в том, что зритель хочет: «Все, везде и сразу», желательно еще и быстро. В результате, когда кинозритель переходит к просмотру медленного («созерцательного») кино, он испытывает острую нехватку динамики. Во время просмотра данного рода картин зритель начинает терять фокус, засыпать и утрачивать интерес к просмотру. Как следствие, это приводит к тому, что зритель зачастую предпочитает к просмотру что-то более легкое и простое для восприятия, а не сложное, где надо много думать. Пользуясь таким подходом в выборе картин, массовый зритель часто упускает из внимания гениальные, наполненные глубоким смыслом, многослойные работы режиссеров авторского кино. Принято считать, что фундаментальной особенностью структуры «медленного кино» является именно длина кадра, средняя продолжительность которого может доходить до 30 секунд, в то время как частота монтажных склеек в «мейнстримном кино» даже в 1970 годах, согласно исследованиям киноведа Дэвида Бордуэлла [1] колеблется от 5 до 9 секунд. К 1990 году этот показатель уменьшился до 2–8 секунд.

Однако следует уточнить, что длительность кадра не является единственным критерием для определения фильма как медленного. Для того чтобы отнести киноленту к этому поджанру, необходимо провести качественный анализ других стилистических элементов, характерных для "slow cinema"[2].

«Самым-самым «медленным» режиссером принято называть Лава Диаса. Некоторые из его картин длятся больше 9 часов: при таком хронометраже отдельные кадры могут занимать час экранного времени. Но есть, например, режиссер Лисандро Алонсо, чей фильм «Свобода» (2001) также называют созерцательным, хотя он длится всего 73 минуты и состоит из кадров вполне обычной длины. «Медленной» эту картину делает не форма, а содержание: кино повествует о ненасыщенных буднях одного дровосека» [1].

«С точки зрения нарратива, внимание в медленном кино должно быть приковано к нейтральным действиям, которые записываются в самых мельчайших деталях и фактически воспроизводятся перед зрителем в реальном времени». Одним из первых термин «медлительность» в отношении кинематографа употребил французский кинокритик Мишель Симан в 2003 году. Он отметил, что о феномене можно говорить в контексте таких имен, как Бела Тарр, Цай Минлян, Аббас Киаростами, [2] но автор данной статьи также добавил бы таких метров, как Андрей Тарковский и Ясудзиро Одзу.

Медленное кино ставит совершенно иные акценты, нежели сюжетные фильмы. Они чаще всего снимаются на натуре, отказываются от экспрессивной актерской игры и манипуляций с монтажом и светом, чтобы сблизить кино с жизнью. Автор медленного кино не указывает, на что смотреть зрителю, смещая внимание и накладывая акцент на каком-либо объекте при помощи смены фокуса в кадре и монтажа. В зрительском кино за нас уже все сделали, мы непроизвольно понимаем: куда нам смотреть, и более того, как нам на это реагировать (настроение задается музыкой и звуковыми эффектами). В медленном фильме кинозритель сам выбирает, на что ему смотреть. Режиссер создает пространство с глубиной, где есть воздух, и зритель может прочувствовать атмосферу фильма во всей полноте. Как пример, можно привести картину Ясидзиро Одзу «Токийская повесть», где автор уделяет все внимание не форме, а глубине и содержанию картины. Оно не лежит на поверхности, его нельзя просто посмотреть, его нужно понять и ощутить. Это утонченное духовное содержание картины можно уловить только по-настоящему прочувствовав и пережив с персонажами их историю. К примеру, на первом году обучения в мастерской С.Е. Абишева, группа по режиссуре, мягко говоря, не очень тепло восприняла эту картину, и только годы спустя, поняв искусство кино немного лучше, эта картина начала по-настоящему трогать сердца студентов. Тогда стало понятно, что смотреть кинокартины тоже надо «уметь».

«Медленное кино замедляет время» – как бы тривиально это не звучало, это одна из характеристик данного направления. Существуют определенные приемы искажения времени. В моменты эйфории и счастья человеческое восприятие времени ускоряется, в то же время в момент скуки и боли – время начинает тянуться значительно дольше. Проще говоря, наш мозг может воспринимать один и тот же промежуток времени совершенно по-разному. Так, Тарковский А.А. в своей картине, по словам зрителей, смог нарушить условные законы времени. Зритель, выходя из зала был уверен, что фрагмент, длительность которого составляла 3 минуты, ощущался как целых 7, если не больше. Он осознано воспользовался данным приемом медлительности, используя долгий нединамичный план, чтобы создать эффект медитативности и погружения в фильм.

Мэтью Фланаган считал, что: «Эстетика «медленного» распаковывает время, раздувает его, оживляя способность кадра отражать ощущение феноменологической действительности. В этом кроется заметная натянутость между быстрым и медленным: поскольку скорости присуща ничем неоправданная спешка, дробление и хаотичность, замедление усиливает зрительское внимание, информированность и чуткость. Медленность позволяет нам как зрителям рассмотреть параллельный нарратив, который рождается вне актерской игры и основного сюжета. Этот нарратив содержится в интерьере, предметах быта и природных ландшафтах» [3].

Многие авторы пользуются принципом, что кино – это жизнь, из которой убрали все самое скучное и оставили самое интересное. При таком подходе, в основу монтажа также входит принцип «только самое нужное и интересное». Данный подход создает ту самую емкость мысли и динамику сюжету, которая позволяет смотреть кино с легкостью и интересом. Некая шлифовка жизни, которая создает магию «заинтересованности». Со временем, подобная тенденция начала прогрессировать и киностудии стали серьезно осваивать и применять принцип «интереса к просмотру» в фильмах. Они выявили и начали применять определенные формулы и алгоритмы в монтаже, режиссуре и съемке. В результате, восприятие фильмов у зрителей изменилось. Можно так же заметить, что поколение, выросшее на фильмах 70-х годов гораздо более восприимчиво к представителям «медленного» кино, нежели современное молодое поколение кинозрителей.

В рамках учебного эксперимента, нами были проведены исследования в области восприятия фильмов-представителей «медленного кино», на примере картины Адильхана Ержанова «Черный, черный человек». Первая группа людей – пожилые люди, вторая группа – люди зрелого возраста, третья – студенты, представители молодого поколения, четвертая – дети. Во время исследования, мы наблюдали за реакцией и восприятием фильма выбранной аудитории.  Как и предполагалось изначально, каждое последующее поколение с большим трудом смотрело данный фильм. Пожилых людей не смутил темп повествования в фильме. Зрелым просмотр показался скучноватым, но приемлемым. Представители третьей группы (студенты) начали засыпать и терять сюжетную нить, а дети вовсе отказались от просмотра данной картины. Динамичность и интересность стала эталоном в восприятии картин у современных зрителей, а «медлительность» стала синонимом «скучности».

Люди привыкли к тому, что обычные рутинные повседневные действия, такие как прием пищи, поход в туалет, занимают у нас некоторое время, трату которого мы привыкли не замечать. В кино эти моменты обычно сокращаются или вовсе опускаются, как ненужные. Но в медленном кино работа со временем и уход от быстрой темпоральности в угоду созерцательности становится новым ориентиром. Благодаря темпоральности медленного кино, зритель может в более полной мере ощутить связь с персонажем, поскольку «время – это самый интимный опыт познания мира».

Скорость – это один из важнейших факторов развития нашего общества, однако она не является панацеей от всех проблем. Иногда, наоборот, очень важно замедлиться. Чтобы почувствовать, чтобы понять, чтобы пожить... Тем более, если речь идет об искусстве.

«Жизнь – это то, что происходит прямо здесь и сейчас, и только замедлив темп, вы сможете прожить ее в полной мере. Если вы постоянно торопитесь, вы лишь поверхностно воспринимаете происходящее».

 

Список литературы:

  1. Блог о кино. «Что такое медленное кино?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog.kino.school/slow (дата обращения: 24.04.2024).
  2. Медленное кино [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE (дата обращения: 24.04.2024).
  3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cinetexts.ru/cinema_of_slowness (дата обращения: 24.04.2024).
  4. Flanagan M. Towards an Aesthetic of Slow in Contemporary Cinema // Интернет-журнал «16:9» » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. 16-9.dk/2008-11/side11_inenglish.htm (дата обращения: 24.04.2024)
  5. Honoré C. In Praise of Slow. – Events, Publisher Harper San Francisco. – 310 p. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.amazon.com/Praise-Slowness-Challenging-Cult-Speed/dp/0060750510 (дата обращения: 24.04.2024)
  6. Tsai Ming-liang and a Cinema of Slowness – Song Hwee Lim (2014) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (https://theartsofslowcinema.com/2014/06/03/tsai-ming-liang-and-a-cinema-of-slowness-song-hwee-lim-2014/) (дата обращения: 24.04.2024).
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.